Изменения налогового законодательства в части Единого налога на вмененный доход и Патентной системы

Информация Управления ФНС России по Самарской области

«Об изменениях налогового законодательства в части Единого налога на вмененный доход и Патентной системы налогообложения»

1. Отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) с 01.01.2021 года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 178-ФЗ).

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.

Информация об отмене ЕНВД вызывает огромный интерес представителей малого и среднего бизнеса, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, в первую очередь в связи с волнующими вопросами по изменению их статуса налогоплательщика и вполне возможным увеличением налоговой нагрузки.

На момент принятия решения о введении системы налогообложения в виде ЕНВД (2003 год) отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.) в отношении трудноконтролируемых на тот момент времени видов деятельности.

Таким образом, ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика.

С развитием цифровых технологий совершенствуется применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны экономических субъектов.

Кроме того, это наиболее экономически несправедливое налогообложение по сравнению с остальными спецрежимами. Так, по произведенному благодаря применению онлайн-касс расчету сейчас средняя налоговая нагрузка на предпринимателей, применяющих ЕНВД, составляет 0,81% от фактической выручки.

Но какими бы не были причины, по которым отменяется ЕНВД, надо принять это как данность, как новые условия ведения бизнеса и до начала 2021 года определиться с наиболее выгодным для каждого налогоплательщика альтернативным режимом налогообложения.


2. Режимы налогообложения, предлагаемые налогоплательщикам в качестве замены ЕНВД.

Для индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) подходят общий режим налогообложения, и специальные налоговые режимы - упрощенная система налогообложения (с объектом «доходы» или «доходы минус расходы») (далее – УСН), патентная система налогообложения (далее – ПСН) и налог на профессиональный доход (далее – НПД).

Для юридических лиц – общая система налогообложения и УСН.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, как юридических лиц, так и ИП, доступна также система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН).

Выбор системы налогообложения зависит от многих факторов и осуществляется в добровольном порядке. Следует учитывать, что для применения специальных налоговых режимов существуют ограничения по численности работников, по величине полученного дохода и другие ограничения. Общий режим налогообложения доступен для всех.

Поэтому для того, чтобы сделать правильный выбор необходимо ознакомиться с особенностями других специальных налоговых режимов и общей системы налогообложения. Об особенностях каждого режима можно узнать на сайте ФНС России.

Также для выбора оптимального налогового режима можно воспользоваться информационным сервисом «Выбор системы налогообложения» «Выбор подходящего режима налогообложения», размещенным на сайте ФНС России.

С его помощью налогоплательщик в интерактивном режиме исходя из заданных параметров может подобрать оптимальную систему налогообложения. В зависимости от этих параметров информационный сервис предложит подходящие налоговые режимы: УСН, ПСН, НПД или общий режим налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что организации и ИП, не перешедшие на другие специальные налоговые режимы в установленные для этого сроки, с 1 января 2021 года автоматически переходят на общий режим налогообложения.


3. Переход налогоплательщика ЕНВД с 1 января 2021 года на другие специальные налоговые режимы. Специальные сроки для перехода.

Если налогоплательщик примет решение о переходе с 01.01.2021 на иные специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ПСН, НПД), ему необходимо об этом уведомить налоговый орган в установленные для каждого специального налогового режима сроки:

- для перехода на УСН и ЕСХН – не позднее 31.12.2020;

- для перехода на ПСН – не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН – т.е. не позднее 18.12.2020;

- для перехода на НПД – зарегистрироваться через бесплатное мобильное приложение «Мой налог» или веб-кабинет «Мой налог» не позднее 01.01.2021 года.

Если налогоплательщиком будет принято решение о применении общей системы налогообложения, никакие заявления и уведомления в налоговый орган не представляются.


4. Изменение порядка налогообложения в рамках существующих режимов налогообложения в целях предложения их в качестве альтернативных системе налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время проводится точечная донастройка существующих специальных налоговых режимов с целью возможности представления их в качестве альтернативы ЕНВД.

В частности, Основными направлениями развития бюджетной, налоговой политики на 2020-2022 годы предусмотрено:

В части патентной системы налогообложения:

- предоставление права налогоплательщикам, применяющим ПСН, на уменьшение суммы налога на сумму уплаченных страховых взносов.

В части упрощенной системы налогообложения:

- увеличение порогового значения для применения УСН, т.е. введение переходного периода в случае превышения показателей для применения УСН по выручке и численности работников, при котором можно будет оставаться на УСН, уплачивая при этом налог по повышенной ставке. При этом, если, например, в одном году плательщик, применяющий УСН незначительно превысил лимиты, а в следующем смог соблюсти все действующие условия применения спецрежима, он снова будет уплачивать единый налог по установленным ставкам;

- переход на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом «доходы», так называемый режим «УСН-онлайн», что исключит процедуру ведения отчетности и представления деклараций.

Кроме того, в настоящее время в целях обеспечения комфортного перехода ИП, применяющих ЕНВД, на ПСН Минфином России разрабатываются предложения по расширению области применения ПСН, в частности, рассматривается:

- возможность увеличения установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) ограничений по площади торгового зала объектов стационарной торговой сети, используемых налогоплательщиками для осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, до 150 квадратных метров;

- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в частности, услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы.

Таким образом, надеемся, что к 2021 году все налогоплательщики ЕНВД смогут найти себе альтернативный специальный налоговый режим без существенного увеличения финансовой и налоговой нагрузки.


5. Изменения в ПСН с 01.01.2020.

С 01.01.2020 в целях применения ПСН не относится к розничной торговле:

- реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

- обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Введен пп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, согласно которому налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и переходит на общий режим налогообложения при реализации товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

  • Instagram
  • ОПОРА РОССИИ Самара
  • ОПОРА РОССИИ Самара

© 2019 ОПОРА РОССИИ Самара (Самарское региональное отделение ОПОРЫ РОССИИ)

НАШИ ПАРТНЕРЫ: